+7 (965) 282-36-18

История печати на ткани. Снова Древний Китай.

Чтобы понять саму технологию печати на ткани и ее отдельные нюансы, которую сегодня массово применяют производители одежды и текстильная промышленность, необходимо задаться вопросом, а что это собственное такое печать? Ответ будет предельно понятным, печать – это процедура тиснения идентичных отпечатков путем переноса рисунка или букв из печатной формы, которую покрывают специальными чернилами и красками, на бумагу или материю. Как вы видите, уже в начале развития этой технологии, ткань служила одним из основных материалов, нанесения изображений. Примечательно, что бумага появилась намного позже и сперва для сохранения письменных данных использовали шелк или дерево.

В первой статье – Как изобрели печать. Часть 1 мы рассказали о том, как в Китае впервые была создана бумага. Во второй статье - Как изобрели печать. Часть 2 Вы узнали об эволюции печатных форм, создании печатных машин и полноценных типографий, благодаря развитию печатного дела в Китае, а затем в Корее. Теперь мы расскажем, с чего все начиналось, а именно о том, как в Древнем Китае использовали ткани не только для письма, но и для нанесения различных изображений. Еще в давние времена китайские умельцы использовали шелк как холст, чтобы создать разноцветные ткани, украшенные замысловатыми узорами, их использовали для пошива одежды и элементов интерьера. До наших дней дошли многие из этих непревзойденных шедевров.

Ткани красили в Китае еще задолго до появления бумаги. Тогда, как и сейчас, люди любили красивые вещи, они хотели одеваться в яркую и красочную одежду, а также создать в своем доме оригинальный интерьер. Сначала они использовали природные красители, делая цветные, но однотонные наряды. Затем умельцы придумали, как создать узоры, они наносили воск на материал, прикрывая те участки, которые следовало оставить однотонными. Именно так создавались интересные орнаменты на разноцветном материале. Все же впервые покраску ткани выполнили в Египте, и здесь огромной популярностью пользовались наряды цвета индиго.

Процесс печати на ткани состоит из трех основных видов:

  • Прямая печать. Этот вид предусматривает нанесение краски непосредственно на саму ткань;
  • Вытравная печать. Уже цветную ткань пропитывают раствором, чтобы вытравить определенный ее участок;
  • Резервная печать. Здесь, наоборот, участки, где должен быть узор защищают специальным составом, чтобы они остались нетронутыми во время окрашивания.

Что касается именно печати на ткани, то этот метод впервые был применен в Китае. Еще в III веке здесь разработали технологию, способную произвести оттиск трех разных цветов. В IVвеке она продвинулась на запад и дошла до Египта, а затем до Рима. Арабы переняли технологию, даровав ей собственное название - «Тарш», и применяли для печати мусульманских текстов. В Европе она стала известна под другим названием – «ксилография». Арабы распространили это умение во всех своих землях, и уже от них оно было перенято в 1300 году европейцами. В Европе первые печати также выполнялись в религиозной тематике.

Примечательно, что наиболее давнюю деревянную модель нашли во Франции, в старинном доме, который сотни лет тому назад служил типографией мастера Прота. Дело в том, что эту форму много лет использовали как обычную ступеньку на лестнице, но она все же неплохо сбереглась. К слову, она предназначалась для работы именно с тканью и печатала фрагменты из сцены распятия Иисуса Христа. Кроме того, на ней также изображены надписи.

В XII веке создали набойку, которую создавали на брусках – манерах. На их поверхности высекали рельефное изображение, его окрашивали краской и прижимали к полотну, затем молотком, постукивая, забивали краску непосредственно в волокна. Сперва таким способом украшали однотонные ткани, но затем появилась возможность их многоцветного окрашивания, и узор можно было нанести как в неокрашенные места, так и в цветные, при этом дополнительно набить на них орнамент.

В Китае до этого додумались намного раньше, но технология выглядела по-другому. Здешние мастера не использовали для этого вырезные узоры, они пользовались лекалами и трафаретами. Для этого применялся вырезной трафарет, который прикладывался к шелку, затем в вырезанные места помещали мешочек с красителями и простукивали его, пока краска равномерно не распределилась по определенной области, создав необходимый узор или даже надпись. Жаньсе, так назывался китайский метод набойки, что в переводе означало «узор краской». Данная методика легла в основу развития современной технологии печати на ткани.

Надеемся, Вам было интересно узнать о секретах и истории печатного дела.

Обратная связь

Оставьте заявку или задайте вопрос.
Ответим в ближайшее время.

Отправить
asdasd