В нашей первой статье – Шелкография, все о трафаретной печати. Происхождение и развитие в древности. Часть 1.
Авторами одного из наиболее значимых усовершенствований стали японцы. В стране Восходящего солнца в 1185-1333 годах бурно развивался город Камакура, в те времена это была столица Японии. Здесь процветали все виды искусства и печать на ткани, конечно же, не была исключением, наоборот, ей отводилось особое место. Примечательно, что печать применялась не только для производства материала под пошив одежды знатных особ или самураев, но и для украшения доспехов и даже сбруи коней.
В начале они пользовались трафаретной методикой, но позже придумали гениальное изобретение. Раньше путем вырезания прорезей в материи создавались формы формирующие изображение, но оно не было цельным, поэтому рисунок прерывался. Теперь узоры вырезали и приклеивали на своеобразную сетку из нитей, которые натягивали на деревянную рамку. Благодаря этому, весь мотив становился цельным во всех частях композиции. Кроме того, нитями служили волосы, которые были прочными и тонкими, а поэтому их присутствие никак не влияло на рисунок. Тампон, насыщенный красителем, прижимаясь к полотну обволакивал волос, заполняя ткань под ним, не оставляя неокрашенных линий. Японские трафареты свидетельствуют о новом витке развития шелкографии и ее становлении как одного из основных вариантов печати на ткани.
В средневековой Европе, преимущественно во Франции и Англии трафаретная печать получила свое широкое развитие. Например, в 1750 году Жан Патильон поднял это искусство на новый уровень, начав выпускать шелкографию в виде обоев. В XVIII столетии она завоевала весь мир и особой популярностью пользовалась в США. Благодаря этой технологии украшалась не только одежда, но и обои, мебель и даже металлические изделия. В те времена уже отошли от практики использования печатных рам изготовленных из волос и стали пользоваться шелковыми нитями, но работать с такими трафаретами все же было сложно.
В 1907 году случился настоящий прорыв, на свет появился особый метод трафаретной печати. Его назвали SILK SCREEN PRINTING, он предусматривал высокую прочность натяжения, точность размеров и применение ракелей из резины, специальных валиков, которые заменили тампоны. Теперь процесс стал по-настоящему автоматизированным.
Современный вид трафаретной печати изобрели в начале ХХ века, да и название «шелкография» используется не так давно. В широком понимании это значение применяется для определения изделий, созданных с помощью трафаретной печати, но не только шелковых. Это могут быть любые ткани, бумага и даже железо. Коммерческое использование этой технологии превратило ее из специализированного в массовый вид печати. Широкий спектр применения объясняется ее специфическими возможностями. Таким образом, трафаретная печать представлена в электронной, керамической, автомобильной, целлюлозно-бумажной и, конечно же, текстильной промышленности. Больше о самой технологии мы узнаем в продолжении: – Шелкография, все о трафаретной печати. Технология нанесения. Часть 3.