+7 (965) 282-36-18

Появление типографии – китайские штампы, Древний Китай.

Если поинтересоваться в интернете вопросом, когда именно появилась первая типография полного цикла, сразу же познакомитесь с именем немецкого типографа Иоганна Гутенберга и вы увидите, что созданная им типография начала свою работу в полную силу в 1456 году. Здесь сомнений нет в достоверности этих данных, но они касаются только Европы, а развитие печатного дела началось тысячу лет тому назад в Китае. Если копнуть глубже, тогда перед вами откроется информация о возникновении первой бумаги и полотен для печати, чернил и шрифтов, а также первых печатных приборов, которые все были созданы в Китае.

Таким образом, печать в современном понимании этого слова зародилась в Древнем Китае, причем в качестве материала здесь использовалась не только бумага, но и ткань. Чтобы развить эту технологию, в Китае было все необходимое: бумага, чернила и гравировка – ювелирное мастерство вырезания символов на различных поверхностях, осталось дело за малым, объединить все эти составляющие в единый процесс. Резьба была очень распространенным вариантом украшений храмов и драгоценных изделий. Резчики украшали колонны и статуи, гравировщики – оружие, доспехи и различные предметы быта, а ювелиры создавали неповторимые украшения из драгоценных металлов. Это сейчас мы можем создавать шедевры с помощью профессионального оборудования, а в Древнем Китае для этого требовалист колоссальные усилия.

К слову, именно простые паломники показали первый пример печати. Они приходили в буддистские храмы, колонны которых украшали не только замысловатые узоры, но и мудрые изречения, которые паломники желали скопировать на память. Для этого они пачкали высеченные иероглифы краской и прикладывали к ним бумагу или ткань, получая отпечаток слов. Такие оттиски и стали прародителями печати и полиграфии в целом, монахи взяли это на заметку и уже сами стали вырезать на деревянных платформах философские изречения, а затем штамповать их на бумаге. Эту технологию взяли на вооружение государственные служащие, которые таким образом копировали приказы императора и высших государственных лиц, используя в качестве полотна шелк или бамбуковые доски, а затем бумагу.

К V веку в Китае появилась бумага и пригодные для печати краски, которые быстро высыхали и могли переносить негативное влияние окружающей среды. Небольшие печатные доски заменили крупные деревянные бруски, где можно было высечь не просто отдельные изречения или приказы, но даже большой текст. Затем появилась возможность нанесения текста с рисунками. Гравировщики вырезали иероглифы и изображения, используя нехитрый способ зеркальной проекции, они сначала рисовали все на бумаге и прикладывали ее лист на гладкую поверхность бруска. Полученный оттиск мастера оставляли, вырезая только неокрашенную поверхность, пока не создавали идеальный рельефный рисунок в зеркальном изображении. Теперь уже краску наносили на брусок и с его помощью штамповали большие тиражи оттисков.

Эта методика широко распространилась из Китая по всей Азии, дойдя в частности до Японии и Кореи. Таким образом, стали печатать книги. Самые древние из них, дошедшие до наших дней - это буддийский трактат из Японии, датированный VIII веком, и китайская книга с текстами IX века. В Х веке один из китайских министров решил издать многотомное издание национальной поэзии, состоящее из 130 томов. С этого времени началось развитие настоящей типографии, для чего даже придумали в 1040-х годах специальный наборный шрифт.

В деле создания шрифтов проявил себя китайский мастер Пи-Шен, который впервые в мире разработал и стал применять на практике сменный шрифт. Он создавал его из глины и клея. Набор текста происходил после сбора необходимых иероглифов в плотный ряд на металлической пластине, чтобы они прочно держались, пластину смазывали смесью воска и пепла, а затем нагревали, снимали их так же. Именно Пи-Шен решил многие трудности на пути развития типографии, им была разработана технология изготовления, набора и многоразового использования шрифтов. Все же она не получила массового развития, из-за присутствия в тогдашнем китайском алфавите 40 тысяч иероглифов. Его дело продолжил Ван Чен, который создал вращающуюся горизонтальную рамку, которая упрощала процесс набора.

Несмотря на то, что в Китае технология печати зашла в тупик, испытывая трудности с алфавитом, в соседней Корее она стала бурно развиваться. Король этой страны, Хтаи Тиен издал в 1403 году специальный указ об отливе ста тысяч металлических иероглифов, на протяжении ста лет было отлито еще девятьсот тысяч иероглифов, что положило начало бурному развитию печатного дела в Корее.

В следующей статье – Как изобрели печать. Часть 3 Вам откроются секреты первых типографий.

Обратная связь

Оставьте заявку или задайте вопрос.
Ответим в ближайшее время.

Отправить
asdasd