Вход Регистрация

Вход в личный кабинет

Сделать заказ

Шелкография – греческое слово, оно состоит из двух слов seri – шелк и grafia – изображение. Этот термин означает декорирование шелка, перенесение на него узоров, изображений и надписей.Шелкографию еще называют трафаретной печатью, из-за способа нанесения изображения, но об этом позже.

Это искусство родилось в Китае, как вид печати, о чем мы рассказывали в статье – Как изобрели печать. Часть 1. Дело в том, что шелк производили сначала только в Китае еще 1200 лет до новой эры. Технология его производства была строго засекреченной. Шелк использовался не только как ткань для пошива одежды, но и как материал для письма, а позже для печати буддистских текстов.

Если говорить о технических нюансах, то древняя китайская технология шелкографии далека от современной трафаретной печати, хотя и имеет схожие корни. Более схожие с современными методиками печати на ткани использовались в древности на территории Месопотамии и Финикии. Финикийцы и вовсе превратили это дело в настоящее искусство, а благодаря развитому флоту и торговли распространили его по всем странам Средиземноморского бассейна. Государство Финикия располагалась на территории современного Ливана, просуществовав с XIII по III век до нашей эры. Ее торговые пути простирались вплоть до Гибралтарского пролива и Канарских островов, а некоторые торговцы заплывали до самой Британии. Товаров на продажу у них всегда было много, но больше всего ценилась их знаменитая шелкография.

Интересным фактом является то, что именно финикийцы впервые добыли из секрета моллюсков пурпур. Это вещество позволяло окрашивать ткани в пурпурный цвет, который высоко ценился среди зажиточных граждан разных стран. Из этих тканей шили красивые одежды для знати, которые стоили целое состояние. Финикийцы продолжили развитие текстильных технологий, перейдя от окрашивания материи к повторяющейся набивке, что позволило им наладить промышленное производство текстиля и продавать его в больших масштабах.

Теперь ткани окрашивались не вручную, а с помощью специального оборудования, их ускоренно повторяющаяся технология окраски была родоначальницей современной шелкографии. Для нанесения рисунков на ткани они использовали специальные штампы, которые повторяли их бесчисленное множество раз на различных кусках шелка. То, что раньше начиналось как искусство, в руках финикийцев превратилось в технологию повторения, использующую заготовленные штампы «матрицы» с рисунками и тампоны с красителями. Это был первый шаг на пути формирования современной трафаретной печати.

Не стоит думать, что шелкография потеряла от этого свою самобытность, отнюдь, просто сам процесс был существенно упрощен. В дальнейшие столетия это искусство продолжало свое развитие, ведь даже финикийцы не смогли решить проблему недостаточного слоя пигментов для окрашивания толстых или бархатных тканей. Этими усовершенствованиями занялись уже в Европе в средние века. О чем мы расскажем во второй части нашего экскурса: – Шелкография, все о трафаретной печати. Развитие в средние века. Часть 2